Natia Kartvelishvili
Гибкость и Wellbeing: как мы отвечаем на вызовы среды

В 2019 году компания LinkedIn провела исследование запросов работодателей и выделила пять самых востребованных soft skills:
креативность;
убедительность;
сотрудничество;
адаптивность;
управление временем.
Почему адаптивность оказалась в топе? 2020 год продемонстрировал нам, что умение гибко и быстро меняться в условиях изменчивых ситуаций и стремительной смене трендов – одно из ключевых качеств не только для благополучия компании, но и буквально для ее выживания.
Важнейшим следствием адаптивности и признаков благополучия стоит назвать:
умение видеть возможности и формировать условия для их достижения;
способность быстро вырабатывать недостающие для этого навыки.
Компании с таким подходом не просто умеют своевременно реагировать на вызовы внешней среды, они формируют необходимую для своего роста среду и быстрее достигают результатов.
Ричард Брэнсон отмечает в этом ключе: «Если вы заглянете в прошлое, то увидите, что компании, меняющие окружающую действительность, не просто присоединялись к общей игре — они выдумывали ее заново». С одной стороны – это качество обеспечивает креативность и творческое мышление, с другой – гибкость.
Задолго до именитых бизнесменов Аристотель выразился о возможностях так: «Возможность – это способность (динамис) «неразумной вещи» изменяться, «разумной вещи» – действовать».
Подход Брэнсона и Аристотеля ставит перед нами вопрос, способны ли мы создавать для себя возможности, или мы можем только ждать их от среды и стараться не пропустить свой шанс. К примеру, автор «черного лебедя» Нассим Талеб предлагает модель, в которой возможности выпадают редко, поэтому хвататься стоит за все, что хотя бы отдаленно напоминает их. Однако, он же предпочитает упустить миллион возможностей, чем рискнуть и прогореть. Вот такое неоднозначное понимание и восприятие возможностей.
Попробуйте задать себе простые вопросы:
Что я считаю возможностями для себя?
Что я считают возможностями для своей компании?
Ответы на эти вопросы помогут выявить ваше отношение к возможностям, умение их видеть и верно воспринимать.
На самом деле гибкость, о которой мы завели речь, включает идеи и Талеба, и Брэнсона, и Аристотеля. Будучи гибкими, мы всегда открыты к возможностям и можем видеть гораздо шире и больше. Одновременно с этим гибкость позволяет нам манипулировать условиями, чтобы создать среду для новых возможностей.
В модели Wellbeing мы способны развернуть адаптивность – гибкость – с трех уровней:
УМ: когнитивная гибкость;
ЭМОЦИИ: эмоциональная пластичность;
МОЗГ/ТЕЛО: нейропластичность.
Такая триада обеспечивает системную гибкость, позволяя компании быть пластичной выборе бизнес-моделей, формировании бизнес-процессов, стилей управления и в принятии решений, оставаясь при этом устойчивой к стресс-факторам и сохраняя здоровые коммуникации.
Давайте посмотрим, как может проявляться гибкость на каждом уровне.
УМ: когнитивная гибкость. Когнитивная гибкость подразумевает, что мы можем видеть проблему или задачу с разных точек зрения – комплексно. Не цепляемся за шаблоны и стандарты, старый опыт и знание, а ищем новые решения, открыты к разным вариантам и стратегиям. Когнитивная гибкость помогает преодолевать ситуации, когда проблема или задача видятся неразрешимыми, снижает сопротивление и растерянность, если условия быстро меняются. По сути, она формирует принцип действия, который описывал в своих креативных техниках Майкл Микалко: «Мы живем в мире не гарантий, а возможностей». Когнитивная гибкость позволяет видеть возможности.
ЭМОЦИИ: эмоциональная пластичность. Эмоциональная гибкость позволяет нам быть открытыми к интуитивному восприятию и поиску нужных решений или способов коммуникации. В исследовании, которое проводилось в 60-ти успешных калифорнийских компаниях, опрашиваемые лидеры отмечали, что при принятии управленческих решений оценивали информацию не только с рациональной позиции и языка цифр, но и прислушиваясь ко внутренним интуитивным ощущениям. Это соотносится и с новейшими исследованиями в области нейрологии. С одной стороны – эмоции наш помощник в принятии решений и налаживании контактов с другими людьми, с другой – препятствие в понимании других людей и ситуации в целом. Препятствием эмоции становятся тогда, когда перестают быть гибкими – когда мы цепляемся за какое-либо убеждение или переживание, например, тревогу, гнев, беспокойство, раздражение, которые мешают адекватно воспринимать действительность.
МОЗГ/ТЕЛО: нейропластичность. Когда мы говорим о пластичности мозга – подразумеваем буквально пластичность нейронных связей и способность выстраивать новые пути. Нейропластичность показывает, насколько успешно и быстро мы можем обрабатывать новый опыт, обучаться новым навыкам, быть свободными от привычек и ломать старые привычки.
Мы неминуемо становимся более технологичными, не важно, занимаемся ли производством технологий или являемся их пользователями. Сложно найти современную компанию, в которой не был бы автоматизирован хотя бы один бизнес-процесс. При этом технологии – это сегмент, который меняется быстрее всего прочего, и, чтобы успевать за рынком, конкурентами или своими потенциальными потребителями, внутренними процессами и сотрудниками, действуя без напряжения, компании необходима гибкость.
Как проявляется гибкость на уровне компании:
когнитивная гибкость показывает, насколько эффективно и быстро менеджмент принимает управленческие решения, простраивает стратегию развития компании и внедряет новые технологии, способствующие ее росту и благополучию. Например, применяя дизайн-мышление, ТРИЗ или латеральное мышление для оптимизации продукта или создания качественно нового продукта или решения. Когнитивная гибкость важна не только инновационным компаниям, IT или производству, но и любому бизнесу, стремящемуся к росту – поскольку это особый способ мыслить и действовать;
эмоциональная гибкость – то, что Дэниел Гоулман назвал резонансным лидерством. В данном случае это лидерство на уровне компании в целом. Эмоциональная гибкость компании говорит о том, что участники проектных команд, отделов – все, кто так или иначе участвует в коммуникации, резонируют друг с другом, действуют на одной волне и во имя общих целей. При этом, в команде могут быть ярко выраженные лидеры и те, кто является добросовестным исполнителем. Эмоциональная гибкость позволяет снизить конфликты, ускорить принятие решений и повысить их качество;
нейропластичность – проявляет, насколько бизнес-процессы гибкие, чтобы интегрировать новый опыт на уровне компании, могут ли они быть чуткими к трендам и отвечать на вызовы внешней среды. Нейропластичность компании позволяет быстро адаптировать новые бизнес-процессы, трансформировать организационную структуру, внедрять новые управленческие технологии и функции или перейти на новую бизнес-модель без системного перенапряжения и сбоев.
Таким образом, можно сказать, что гибкая во всех смыслах компания более открыта на культуру wellbeing, а само формирование гибкости – шаг к благополучию.