Поиск
  • Natia Kartvelishvili

Эмоциональный интеллект: искусство понимать себя и других



Одна из составляющих well-being – ментальное здоровье, состояние благополучия, при котором человек или компания способны реализовать свой потенциал, справляться со стрессом, продуктивно и плодотворно работать и вносить свой вклад в социальное благополучие. Основа ментального здоровья – эмоциональный интеллект.

Древнегреческий философ Аристотель в своей работе «Никомахова этика» говорил: «Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом».


Это выражение философа наиболее полно отражает разницу между эмоциональной реакцией и эмоциональной разумностью. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence, EI) направлен как вовнутрь – на себя, так и вовне – на других людей, создавая на границе внутреннего и внешнего здоровую коммуникацию.

Во внутренней среде эмоциональный интеллект – это способность распознавать и описывать собственные эмоции, управлять своими эмоциональными состояниями (например, не поддаваться гневу, тревоге, раздражению), способность отделять субъективные переживания от объективных фактов, умение мобилизовать силы и мотивировать себя, снижать влияние стресса.

Во внешней коммуникации – это умение понимать настроение, чувства и мотивы других людей, способность к эмпатии, умение слышать и вдохновлять, разрешать конфликты мирным путем и находить решения по принципу win-win.

Эмоциональный интеллект лидера


В середине 90-х американский психолог Дэниэл Гоулман провел масштабное исследование компаний и обнаружил, что ведущую роль в успехе компании сыграл эмоциональный интеллект лидера. Это исследование одно из немногих исследований лидерства, которые хорошо проработаны эмпирически. По Гоулману эмоциональный интеллект проявляется в четырех главных сферах: самоосознавание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями.

Если мы говорим о компании, как о живой системе, то можем взглянуть сразу на несколько уровней проявления эмоционального интеллекта.

⠀⠀

На уровне сотрудника внутреннее – самоосознавание и самоконтроль, ментальное здоровье человека, на уровне компании – это ментальное здоровье коммуникаций между отделами и сотрудниками. На уровне сотрудника внешнее – социальная чуткость и управление отношениями, на уровне компании – эффективные и продуктивные коммуникации с партнерами и клиентами.

⠀⠀

Усиливая эмоциональный интеллект сотрудников, компания усложняет эмоциональный интеллект всей системы и обеспечивает ее процветание.


0 просмотров0 комментариев