Поиск
  • Natia Kartvelishvili

Меняющееся лицо Wellbeing


За последнее десятилетие концепция благополучия кардинально изменилась. Это происходило по мере того как люди, организации и другие социальные системы реагировали на вызовы современной жизни и работы.


Тенденции стремительно меняются, расширяются, возникают новые термины и понятия, и мы не всегда можем в них разобраться и соотнести их полезность для себя. Очень важно оставаться в курсе этих меняющихся концепций - не только для того, чтобы мы очередной раз освоили модные слова, но и для того, чтобы мы рассмотрели тему благополучия более целостно и синхронизировались в понимании новых тенденций.


Давайте используем аналитику Google Trends и посмотрим на динамику поисковых запросов с 2010 года по настоящее время. Это даст нам понимание, какие концепции благополучия вызывают более широкий интерес, а какие теряют свою актуальность.



Вовлеченность (Employee Engagement)


Динамика популярности


Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в таблице для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.


В России:

Вовлеченность сотрудников является фундаментальным понятием в попытке понять и описать, как качественно, так и количественно, природу взаимоотношений между организацией и ее сотрудниками.


Как и ожидалось, интерес к "вовлеченности сотрудников" неуклонно растет в течение последних 10 лет. Множество разных событий способствовало росту этой категории. В 2012 году запустилась инициатива Engage for Success, поддерживаемая правительством программа по преодолению разрыва в производительности труда в Великобритании. Отчет Kenexa за 2010 год поставил Индию на первое место в своем глобальном индексе вовлеченности сотрудников. Вовлеченность сотрудников была признана источником многих деловых успехов страны, например успех корпорации Tata Group.


В США бизнесы активно исследовали опыт компаний и пришли к выводу, что вовлеченность сотрудников влияет на производительность и эффективность труда. Российский бизнес подхватил эту тенденцию и также демонстрирует рост интереса к данной теме.


Столь высокая популярность этой категории связана с тем, что ее легко измерить. Как человек фактически сразу видит результат и свои достижения при высокой вовлеченности, так и бизнес-системы могут быстро построить связь между производительностью, эффективностью и вовлеченностью.



Устойчивость и пластичность (Resilience)



Resilience - это более сложный термин для измерения. Такие термины, как “индивидуальная устойчивость”, "устойчивый бизнес", “пластичность бизнеса” и "гибкость на работе", начали регистрироваться в Google с конца 2009 года - начала 2010 года, и, в связи с высокой скоростью внешних изменений, становится ясно, что общая концепция устойчивости находится на подъеме.


В модели, которую мы используем в Wellbeing Waves, ключевыми аспектами индивидуума, которые важны для определения устойчивости, являются:


  • Адаптивность: гибкость и адаптация к меняющимся условиям, которые находятся вне нашего контроля, необходимы для поддержания устойчивости. Во многих ситуациях устойчивость предполагает умение легко справляться с изменениями и быстро восстанавливаться после их последствий;

  • Уверенность и опора на себя: чувство компетентности, эффективности в преодолении вызовов;

  • Эмоциональная динамика: частота, с которой люди испытывают положительные и отрицательные эмоции, важный фактор устойчивости всей системы;

  • Целеполагание: способность формирования ясных целей в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегией и характером решаемых задач;

  • Открытость к новому: способность непрерывного развития, проявления интереса к новым знаниям и развитию новых навыков.

Чарльз Дарвин писал: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». В термине “resilience” важнейшую роль играет способность человека или бизнес-системы быстро адаптироваться под новые условия. В отличии от стратегии приспособления, устойчивость больше связана со стратегией адаптивности.




Ментальное / Психическое здоровье (Mental health)


В России:


Ментальное здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В 1992 году установлен День Психического Здоровья по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.


Недавние изменения в мире, связанные с пандемией, показали, что мы в большей степени опираемся на внешнюю среду и наше ментальное здоровье, как и процветание всей компании, зависят в большей степени не от нас самих, а от внешних обстоятельств. Психическое здоровье влияет на то, как мы думаем, чувствуем и действуем. Ментальное здоровье важно на каждом этапе жизни человека или организации, начиная с детства (этап стартапа для бизнеса) и заканчивая взрослой жизнью (зрелой стадии бизнеса). Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья. И действительно, без психического здоровья нет здоровья как целостного показателя.



Стресс-менеджмент (Stress management) Vs Новым концепциям


В России:

Управление стрессом демонстрирует постепенное снижение интереса с 2005 года и более очевидное с 2010 года. Это указывает на общую тенденцию к развитию более объемных концепций благополучия, которые не просто фокусируются на устранении конкретной проблемы, такой как стресс, но предлагают целостный подход к развитию индивидуальной или бизнес-системы.



Дизайн-мышление (Design thinking)


В России:

Дизайн-мышление сочетает аналитику и творчество. В основе модели дивергентное мышление - открытость на поиск идей, когда мы просто собираем много всего, не пытаясь это анализировать, а затем этап анализа - конвергентное мышление - когда мы обрабатываем собранное, анализируем, выделяем подходящее.


Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы. Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, который продвигает идею дизайн-мышления. Дизайн-мышление активно подхватили организации, которые стали разрабатывать различные методологии, связанные с инновациями продуктов и услуг в социальном и бизнес-контексте.



Wellbeing


В модели Wellbeing Intelligence, которую мы применяем в Wellbeing Waves, важными для целостного рассмотрения Wellbeing являются следующие категории:

  • Физическое и ментальное здоровье;

  • Счастье (для индивидуума); устойчивость и гибкость (для бизнес-систем);

  • Процветание.

В рамках этих категорий мы развиваем пластичность, Эмоциональный Интеллект (ЭИ) и помогаем сформировать новые, здоровые схемы отношений, способствуем переходу на более развитую культуру системы, усиливаем Mindset и внутреннюю экономику (способность эффективно распределить собственные силы, ресурсы и внимание). Мы знаем, что системный подход к Wellbeing позволяет приобрести новую разумность, которая способствует автономному движению людей и компаний к Благополучию.

0 просмотров0 комментариев